
Может ли халатность стать причиной детского церебрального паралича
Да, некомпетентность и невнимательность доктора может привести к церебральному параличу. Это заболевание часто возникает из-за травм головного мозга во время родов или родовых осложнений, связанных с нехваткой кислорода.
Врачи контролируют состояние будущей мамы и ее малыша в течение всей беременности, а также отвечают за безопасные роды - они должны знать, как диагностировать и лечить проблемы со здоровьем, которые могут вызвать церебральный паралич. Некомпетентность медицинских работников и невнимательное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей могут стать причинами развития данного недуга у ребенка.
Церебральный паралич не является распространенной болезнью, но это очень серьезное заболевание. К сожалению, вылечиться от этого недуга невозможно, и больные будут испытывать недомогания в течение всей жизни. Именно поэтому врачам очень важно правильно принимать роды и избегать травм при рождении.
Как ставится диагноз церебрального паралича
В большинстве случаев церебральный паралич впервые подозревают, когда родители или воспитатели замечают задержки в развитии ребенка. Каждый малыш по мере своего взросления проходит определенные этапы развития: поднятие головы, переворачивание, ползание и ходьба. Проблемы с выполнениями этих несложных действий часто являются первыми признаками того, что что-то не так.
После диагностирования первых симптомов задержки в развитии врач проводит ряд исследований, включая визуализацию головного мозга, которая позволяет определить области повреждения мозга. Виды визуализации включают:
- ультразвук - процедура, в которой используются мощные звуковые волны для получения изображения мозга;
- ЭЭГ (электроэнцефалограмма) - измеряет электрическую активность в мозге;
- КТ (компьютерная томография) - делает рентгеновские снимки мозга под разными углами, чтобы получить вид поперечного сечения мозга;
- МРТ (магнитно-резонансная томография) - обеспечивает трехмерное изображение мозга.
Причины и факторы риска детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич (ДЦП) может быть вызван неправильным развитием мозга или черепно-мозговой травмой, которая нарушает способность ребенка регулировать работу мышц.
Существует множество потенциальных причин возникновения этого недуга. Когда-то люди считали, что ДЦП является следствием нехватки кислорода во время родов. В настоящее время ученые доказали, что с этой причиной связан лишь небольшой процент случаев детского церебрального паралича.
Аномальное развитие мозга или травма, которая приводит к церебральному параличу, может произойти до рождения, во время рождения, в течение одного месяца после рождения или даже в первые годы жизни ребенка, когда мозг еще развивается.
Диагностика и обследования при детском церебральном параличе
Иногда для постановки точного диагноза детского церебрального паралича может потребоваться некоторое время.
Прежде чем поставить это неутешительное заключение, врач соберет полную историю болезни и тщательно осмотрит вашего ребенка. В ходе обследования специалист обратит внимание на волевые движения и мышечный тонус ребенка, тщательно проверит, нет ли у него вялых, жестких и напряженных мышц. Врач также проверит, держит ли ваш ребенок себя необычным образом или использует одну сторону тела больше, чем другую.
Диагностика ДЦП включает также осмотр физиотерапевта и/или эрготерапевта, которые оценивают движения малыша. Возможно, ребенку потребуется посетить других специалистов и пройти несколько тестов, чтобы исключить другие заболевания.
Тип и тяжесть симптомов ДЦП в значительной мере зависят от степени травмы мозга и времени ее причин ее возникновения.
Существует четыре основные ситуации, которые могут привести к возникновению церебрального паралича:
Пренатальное нарушение миграции клеток мозга
У развивающегося плода клетки дифференцируются и перемещаются на свои места, чтобы сформировать соответствующий тип клеток. Если что-то нарушает этот процесс, не позволяя клеткам мозга мигрировать и развиваться должным образом, может возникнуть ряд неврологических заболеваний.
Пренатальная плохая миелинизация нервных клеток
Вещество миелин действует в организме в качестве изоляции для защиты нервных клеток. Недостаточное количество миелина может привести к появлению незащищенных нервных клеток, которые могут повредиться.
Перинатальная гибель клеток мозга
Во время родов клетки мозга могут погибнуть в результате асфиксии (удушья) или потери крови. Чаще всего это происходит при тяжелых родах или в период дистресса плода на поздних сроках беременности, что требует срочного родоразрешения.
Постнатальные нефункциональные или неадекватные синапсы
После рождения черепно-мозговая травма может привести к повреждению мозга и ДЦП. Некоторые распространенные причины - инфекция мозга, травма и асфиксия.
Существуют определенные факторы риска, которые могут увеличить вероятность развития церебрального паралича у ребенка:
- преждевременные роды или низкий вес крохи при рождении;
- дистресс плода, включая проблемы с плацентой, пуповиной и амниотической жидкостью;
- длительные и тяжелые роды, во время которых может наступить асфиксия;
- травмы после рождения, включая несчастные случаи, которые могут привести к повреждению мозга.
Несмотря на то, что точная причина церебрального паралича не всегда выясняется, считается, что от 10 до 15 процентов случаев ДЦП возникает в результате врачебной халатности. Это могут быть следующие ошибки:
- неспособность распознать дистресс плода во время родов и вмешаться соответствующим образом;
- неспособность реанимировать "синего ребенка" достаточно быстро после рождения;
- назначение лекарств во время беременности, небезопасных для будущей матери.
Какова продолжительность жизни ребенка с детским церебральным параличом
Церебральный паралич - это пожизненное заболевание, но оно не является дегенеративным. Это означает, что симптомы не ухудшаются с течением времени. Благодаря лечению и терапевтическим мероприятиям многие дети с церебральным параличом могут вырасти и жить независимой и продуктивной жизнью.
Факторы, влияющие на продолжительность жизни человека с ДЦП, включают:
- Уровень инвалидности - у пациентов с параплегией риск развития осложнений выше, чем у тех, чьи симптомы затрагивают меньшую часть тела.
- Наличие вторичных заболеваний - осложнения, вызванные сопутствующими заболеваниями, могут привести к повышенной смертности.
- Способность самостоятельно принимать пищу - примерно каждый 15-й ребенок с церебральным параличом должен получать питание через питательную трубку. Это может повлиять на продолжительность жизни и привести к дополнительным осложнениям.
- Мобильность - люди, которые могут передвигаться самостоятельно или с помощью вспомогательных средств, часто живут дольше, чем те, кто полностью парализован. В значительной степени это связано с риском осложнений, таких как пролежни, удушье и пневмония.
Не существует универсального ответа или решения на вопрос о том, сколько проживет ребенок с церебральным параличом. Всегда лучше проконсультироваться с врачом вашего ребенка и обсудить его индивидуальный прогноз.
Понимая потенциальные риски и возможности осложнений, вы можете помочь смягчить эти факторы и обеспечить наилучшее качество жизни и продолжительность жизни вашего ребенка.
Симптомы детского церебрального паралича
Поскольку существует множество типов ДЦП, симптомы у разных пациентов могут отличаться. Однако ряд симптомов характерен для детей с ДЦП, и родители или воспитатели могут заметить похожие ранние признаки.
Диагноз церебрального паралича ставится на основании наличия следующих клинических признаков:
- неправильный мышечный тонус, включая гипотонию, гипертонию и дистонию;
- плохая координация и трудности при движении;
- аномальные рефлексы, включая чрезмерные или недоразвитые рефлексы;
- трудности с сохранением осанки и равновесия;
- нарушение функционирования грубой моторики;
- трудности с управлением мелкой моторикой;
- плохая моторная функция полости рта.
Не у каждого ребенка с церебральным параличом будут наблюдаться все эти симптомы. Однако наличие некоторых или всех этих симптомов при отсутствии других идентифицируемых причин может заставить врача изучить возможность церебрального паралича. Диагноз будет подтвержден с помощью визуализации мозга.
Можно ли предотвратить церебральный паралич и каковы факторы риска
Поскольку лекарства от церебрального паралича не существует, исследования в области данного недуга преимущественно сосредоточены на профилактике и лечении. Учитывая то, что основные причины ДЦП становятся все более понятными, можно предпринять определенные шаги для предотвращения ДЦП путем уменьшения факторов риска.
К факторам риска развития ДЦП относятся:
- преждевременные роды и низкая масса тела;
- долгие, трудные роды;
- халатность в сфере медицины;
- серьезные болезни и инфекции;
- воздействие определенных лекарств или веществ во время вынашивания плода.
Когда ваш ребенок родился
Несколько важных шагов помогут убедиться, что ваш новорожденный находится на правильном пути.
Прежде чем вы покинете больницу, вашего малыша следует проверить на наличие желтухи (пожелтение кожи и глаз). Это может помочь предотвратить возможную проблему, которая может привести к ДЦП.
Кроме того, обычные рекомендованные прививки вашего ребенка могут защитить его от менингита и энцефалита. Эти заболевания могут способствовать развитию ДЦП.
Использование домашних программ при детском церебральном параличе
Основной целью терапии детей с церебральным параличом является улучшение функций для обеспечения возможности их участия в жизни общества. Моторное обучение и развитие происходит при многократном повторении задания в различных условиях. По этой причине терапевты прописывают ухаживающим за детьми людям домашние программы для отработки заданий в условиях домашней терапии.
Домашние программы - это стратегия лечения, при которой терапевты и семья совместно разрабатывают определенный набор упражнений, направленных на достижение заранее установленных целей для ребенка. Мероприятия выполняются семьей в домашней обстановке.
Преимущества использование домашней программы
Домашняя программа может улучшить функциональные результаты у ребенка, поскольку она поощряет возможности для повторения практики.
В некоторых случаях домашняя терапия является единственным способом помощи маленьким пациентам. Особенно актуально такое лечение в странах третьего мира, где ресурсы ограничены, терапевтов слишком мало, клиники недоступны для обычных семей, поэтому дети могут очень долго ждать своей очереди. При внедрении домашней программы некоторые из этих ограничений могут быть ослаблены, ведь в данном случае родители становятся активными участниками терапии ребенка.
Домашняя терапия помогает повысить знания о состоянии малыша, а также улучшить его взаимодействие в семье.
Эффективность домашних программ
Исследования эффективности домашних программ немногочисленны. Многие из них сосредоточены на соблюдении родителями терапии в домашних условиях, а также на их восприятии этих программ.
В результате последних экспериментов было определено значительное улучшение функционирования при использовании домашних программ. Пилотное исследование, проведенное Новаком, Кьюсиком и Лоу в 2007 году, показало значительное повышение показателей PEDI, целей GAS и функции верхних конечностей после применения домашней программы у 20 детей с церебральным параличом.
В 2009 году Новак, Кьюсик и Ланнин провели рандомизированное двойное слепое контролируемое исследование для оценки влияния домашней программы трудотерапии (OTHP) по сравнению с отсутствием домашней программы. После проведения программы в течение 8 недель они обнаружили значительные улучшения в удовлетворенности родителей, функциях, участии и целях GAS по сравнению с детьми, которые не получали OTHP.
Однако в области домашних программ все еще требуются дальнейшие исследования. В настоящий момент не существует рекомендаций по разработке и составлению домашней терапии. Отсутствуют также данные о продолжительности и интенсивности использования программы для домашнего лечения. Также необходимо изучить использование этих программ в условиях ограниченных ресурсов.
Восприятие родителями программ для дома
Существуют определенные барьеры, с которыми могут столкнуться члены семьи при внедрении программы. Домашняя терапия может отнимать слишком много времени и быть сложной для выполнения, что приводит к разочарованию и увеличению нагрузки на опекунов.
В 1991 году Hinojosa обнаружила, что матери склонны адаптировать домашние программы, предоставленные им терапевтами, к своим потребностям. Они включают определенные виды деятельности в свой распорядок дня и занимаются только теми упражнениями, которые легки и приятны для ребенка.
Адаптируя программы под свои семейные особенности, родители часто начинают сомневаться в их эффективности. Именно поэтому они предпочитают регулярно посещать терапевтов, чтобы, понаблюдав за их действиями, научиться основным техникам, правильному обращению и взаимодействию со своими детишками. Кроме того, мамы часто просят, чтобы терапевты демонстрировали только одну технику за раз.
Нужно помнить, что воспитание ребенка с церебральным параличом - задача не из легких и сопряжена с целым рядом трудностей. После того, как поставлен диагноз ДЦП, родителям приходится вносить в свою жизнь огромные коррективы, чтобы справиться с ребенком, а также со своими собственными эмоциями и чувствами. Опытные специалисты делают все возможное, чтобы обеспечить программы, учитывающие эмоциональное благополучие родителей и приводящие к минимальному или нулевому стрессу для семьи.
Характеристики хорошей программы для дома
Домашние программы должны:
- учитывать направление деятельности семьи;
- распорядок дня;
- ресурсы;
- особенности ребенка;
- потенциальные возможности семьи по повышению компетентности в вопросах ухода.
Программы домашней терапии должны быть хорошо разработаны, надлежащим образом реализованы и эффективно оценены.
Важно, чтобы родители были ключевыми участниками не только в реализации домашней программы, но и в ее разработке. Желательно также, чтобы использование домашних программ основывалось на подходе, ориентированном на семью. Это обеспечивает сотрудничество с семьей и признает, что семья является экспертом, когда речь идет о ребенке.
Родители и терапевты являются партнерами в заботе о ребенке. Семья должна быть инициативной в разработке мероприятий в партнерстве с терапевтом. Мероприятия должны быть тщательно подобраны, чтобы обеспечить максимальное участие и удовлетворить потребности семьи.
Не стоит пренебрегать четкой документацией домашних программ. Это необходимо для того, чтобы родители помнили, что им нужно делать с ребенком, зачем они занимаются и как это делать. Родители предпочитают использовать программы в письменном виде и с применением картинок. Специалисты рекомендуют делать фотографии конкретных занятий и добавлять к ним подписи, а также использовать видеозапись с мобильного телефона воспитателя.
Домашние программы должны быть включены в распорядок дня семьи и ребенка.
Важно, чтобы занятия были приятными для ребенка и проводились в игровой форме.
Программа должна быть легкой для воспитателя. Если она будет слишком сложной, это может привести к ненужной фрустрации.
При демонстрации программы матери терапевт должен обучать их по одному приему за раз. Важно, чтобы терапевт позволил матери наблюдать за тем, как он занимается с ребенком, а терапевт, в свою очередь, должен наблюдать за тем, как мать выполняет некоторые упражнения. Специалист должен поощрять мать и давать положительную обратную связь.
Модель для разработки и реализации домашней программы
Новак предложил эффективную модель разработки домашней программы для ребенка с церебральным параличом. Она состоит из пяти основных этапов:
Установление роли сотрудничества с лицом, осуществляющим уход
Семья является центральным звеном и берет на себя ответственность за уход за ребенком. Терапевт и родители являются партнерами, каждый из которых обладает своим уникальным набором навыков. Сотрудничество достигается благодаря межличностным навыкам терапевта и набору навыков ухаживающих лиц.
Установление взаимно согласованных целей
Терапевт поощряет принятие решений в семье. Это позволяет родителям понять глубинные проблемы ребенка и выявить их, чтобы поставить соответствующие цели. Совместная оценка проводится терапевтом и семьей. Врач помогает определить технические компоненты того, почему определенные задачи вызывают у ребенка трудности, и помогает назначить цели.
Важно, чтобы цели формулировались на понятном для родителей языке, их можно расставить по приоритетам, они должны быть измеримы и ограничены по времени.
Выбор терапевтических мероприятий
Этот этап состоит из подбора таких составляющих, как опоры, которые ребенок должен использовать, задачи и виды деятельности, которые он может выполнять. В данном процессе очень важен совместный подход.
Программа должна быть задокументирована, а воспитатели должны пройти обучение тому, как проводить конкретную программу. Важно, чтобы родитель чувствовать себя комфортно и уверенно при выполнении программы.
Внедрение программы для дома
Терапевты поддерживают родителей в выполнении программы и следят за тем, чтобы она была выполнима и практична в использовании. Терапия должна отвечать потребностям семьи и достигать поставленных целей.
Важно, чтобы специалисты оказывали поддержку семье. Это может быть регулярный контакт с родителями, помощь родителям в определении областей, требующих улучшения, наблюдение за тем, как родитель выполняет действия, а также предоставление соответствующей обратной связи.
Оценка программы
Необходимо оценить, оказала ли программа какое-либо влияние на жизнь семьи, а также были ли достигнуты поставленные цели. Очень важно учитывать точку зрения семьи.