Развитие детей с расстройством аутистического спектра

Развитие детей с расстройством аутистического спектра
Дети с аутизмом могут вести себя, общаться, взаимодействовать и учиться не так, как большинство других людей. Часто их внешность ничем не выделяется среди сверстников.  Способности людей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) могут существенно различаться. Например, некоторые люди с РАС могут обладать развитыми разговорными навыками, в то время как другие пациенты могут быть невербальными. Одни люди с РАС нуждаются в значительной помощи в повседневной жизни, другие же могут работать и жить практически без посторонней помощи.

РАС возникает у малышей в возрасте до 3 лет и  наблюдается на протяжении всей  жизни, хотя со временем симптомы могут улучшаться. У одних детей симптомы аутизма проявляются в течение первых 12 месяцев, у других РАС не дает о себе знать до 24 месяцев. Есть и такие дети с расстройствами аутистического спектра, которые нормально развиваются примерно до 18-24 месяцев, после чего начинают задерживаться в развитии, а иногда и вовсе теряют приобретенные ранее навыки.

Когда дети с расстройствами аутистического спектра становятся подростками, они могут испытывать трудности в развитии и поддержании дружеских отношений, в общении со сверстниками и взрослыми, а также в понимании того, какого поведения от них ждут в школе или на работе. Молодым людям, страдающим этим расстройством, присущи такие состояния, как тревога, депрессия или синдром дефицита внимания/гиперактивности.


Мальчик с врачом

Аутичные дети и вехи развития


Веха развития - это признак типичного развития ребенка. В период от рождения до совершеннолетия дети проходят десятки этапов развития. К ранним вехам относятся социальные улыбки, переворачивание и сидение. Более поздние этапы связаны с приобретением языка, социальных, физических и эмоциональных навыков, а также интеллектуальных способностей.

Дети с аутизмом, как правило, не достигают всех этапов своего развития в нужное время. Очень часто они сталкиваются с такими проблемами:


  • многие аутичные дети достигают ранних этапов развития вовремя или рано, но затем теряют приобретенные ранее навыки;
  • часто дети с таким диагнозом достигают новых этапов развития гораздо позже своих здоровых сверстников или не достигают их вовсе;
  • даже если дети с аутизмом приобретают важные навыки, они не могут использовать их в полной мере в реальных ситуациях;
  • у многих детей-аутистов имеются так называемые "осколочные" навыки, которые могут быть чрезвычайно развиты, но при этом абсолютно не нужны в повседневной жизни;
  • аутичные дети, особенно девочки, иногда способны скрыть или преодолеть некоторые задержки в развитии.

Поскольку абсолютных истин так мало, неудивительно, что и родителям, и практикующим врачам бывает трудно распознать аутизм, особенно у очень маленьких или высокофункциональных детей. Однако есть несколько признаков развития, четко сигнализирующих о том, что ребенок страдает аутизмом.


Мальчик с ДЦП играет в ладоши с мамой

Основные вехи развития

Этапы развития аутизма подразделяются на группы: 

  1. движение/физическое;
  2. когнитивное;
  3. язык/коммуникация;
  4. социальное/эмоциональное. 

Все они перечисляют конкретные уровни достижений для каждого возраста, начиная с 1 месяца и до подросткового периода. И хотя авторы  некоторых научных исследований утверждают, что дети могут не достичь какого-либо определенного рубежа в точно указанном возрасте, они все же советуют родителям контролировать, как близко к уровню нормы развития находится их ребенок. 


У большинства маленьких пациентов аутизм диагностируется в относительно раннем возрасте - часто к 3 годам. Вот упрощенный список основных этапов развития для 3-летних детей, составленный Центром по контролю заболеваний.


Мальчик с ОВЗ занимается с учителем

Социально-эмоциональная веха 


  • Копирует взрослых и друзей. 
  • Проявляет привязанность к друзьям без подсказки.
  • Играет по очереди.
  • Проявляет заботу о плачущем друге.
  • Различает понятия "мой" и "его" или "ее".
  • Проявляет широкий спектр эмоций.
  • На протяжении короткого периода времени может обходиться без мамы и папы.
  • Может расстраиваться при значительных изменениях в распорядке дня.
  • Самостоятельно одевается и раздевается.

Язык/Коммуникация

  • Выполняет речевые инструкции, состоящие из 2 или 3 шагов.
  • Может назвать большинство знакомых вещей.
  • Понимает такие слова, как "в", "на" и "под".
  • Называет свое имя, возраст и пол.
  • Называет имя друга.
  • Говорит слова "я", "мне", "мы", "ты" и некоторые множественные числа (машины, собаки, кошки).
  • Большую часть времени говорит достаточно хорошо, чтобы незнакомые люди могли его понять.
  • Ведет беседу, используя 2-3 предложения.

Мальчик с ДЦП играет с учителем в кубики

Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)

  • Знает как функционируют  игрушки с кнопками, рычагами и движущимися частями.
  • Играет с куклами, животными и людьми.
  • Собирает головоломки из 3 или 4 частей.
  • Понимает, что означает "два".
  • Может по примеру нарисовать круг карандашом или мелком.
  • Переворачивает страницы книги по очереди.
  • Строит башни из более чем 6 блоков.
  • Завинчивает и отвинчивает крышки банок или поворачивает дверные ручки.

Движение/физическое развитие

  • Хорошо поднимается без посторонней помощи.
  • Легко бегает.
  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Ходит вверх и вниз по лестнице, ставя одну ногу на каждую ступеньку.

Девочка с мамой

Когда пропуск этапов развития может свидетельствовать об аутизме


Существует множество причин, по которым дети пропускают этапы развития. В большинстве случаев нет особых поводов для беспокойства. Объяснением этому могут послужить ряд причин:

  • дети отличаются друг от друга, поэтому им присущи разные темпы развития;
  • дети, родившиеся преждевременно, могут отставать в развитии, но вскоре они наверстывают упущенное;
  • мальчики часто развиваются медленнее, чем девочки, но почти всегда наверстывают упущенное;
  • многие дети настолько сосредоточены на определенных этапах, что могут пропустить другие. Например, очень физически развитый ребенок может достичь передовых физических вех, а затем отстать по социальным вехам;
  • медицинские проблемы в очень раннем возрасте могут замедлить развитие, но большинство детей способны догнать своих ровесников;
  • некоторые поддающиеся коррекции проблемы, например, проблемы со слухом, могут замедлить раннее развитие, но они практически не влияют на долгосрочное развитие.

Мальчик с проблемами со здоровьем у врача

Когда родителям следует беспокоиться об аутизме 

Короткий список симптомов, которые должны насторожить родителей и докторов:

  • ребенок не может работать с простыми игрушками (прищепками, простыми головоломками, вращением ручек);
  • малыш не говорит предложениями;
  • кроха не понимает простых инструкций;
  • не играет в притворство и не играет в игры;
  • не хочет играть с другими детьми или с игрушками;
  • ребенок не устанавливает зрительный контакт;
  • теряет навыки, которыми когда-то владел.

Радостный мальчик играет в пазл


Важно понимать, что эти проблемы не всегда могут быть признаками аутизма. Проявление данного заболевания наиболее вероятно у тех детей, у которых наблюдается более одной из этих проблем или другие трудности в социальной/эмоциональной и коммуникативной сферах.



Тимашевская Софья Андреевна

Место работы: горнолыжный клуб Гая Северина, Чулково

Категория: 

Дополнительная информация:

Место работы: горнолыжный клуб Гая Северина, Чулково

Категория: 

Дополнительная информация:

Место работы: горнолыжный клуб Гая Северина, Чулково

Категория: 

Дополнительная информация:




Место работы: 

Категория:

Дополнительная информация:

Место работы: 

Категория:

Дополнительная информация:

Место работы: 

Категория:

Дополнительная информация:

Место работы: школа горнолыжного мастерства и сноуборда SmartSnow «Крылатское» на спортивно-экологическом комплексе «Лата Трэк», Москва

Категория: «С»

Дополнительная информация: опыт работы с детьми от 2-х лет.

Место работы: школа горнолыжного мастерства и сноуборда SmartSnow «Крылатское» на спортивно-экологическом комплексе «Лата Трэк», Москва

Категория: «В»

Дополнительная информация: богатый опыт работы с детьми, детский методист.

Место работы: горнолыжный клуб Гая Северина, Чулково

Категория: 

Дополнительная информация: инструктор Федерации горнолыжного спорта России.

Место работы: спортивно-развлекательный комплекс «Семёно-Оленинский», Рязань

Категория: «B basic»

Дополнительная информация:

Место работы: спортивно-развлекательный комплекс «Семёно-Оленинский», Рязань

Категория: «B basic»

Дополнительная информация:

Место работы: спортивно-развлекательный комплекс «Семёно-Оленинский», Рязань

Категория: «С»

Дополнительная информация: участие в ЧМ по горным лыжам 1997, 1999, 2001 г.г., участие в ОИ в 2002 г., участие в Азиатских играх 1996, 1999 г., МС Республики Узбекистан.

Место работы: спортивный комплекс "Хабарское", Нижний Новгород

Категория: 

Дополнительная информация: многократная участница
и призер лыжных гонок Ивановской области.

Место работы: горнолыжный курорт "Солнечная долина", Миасс

Категория: 

Дополнительная информация:

Место работы: горнолыжный курорт "Солнечная долина", Миасс

Категория: 

Дополнительная информация:

Место работы: горнолыжный курорт "Солнечная долина", Миасс

Категория: 

Дополнительная информация:

Место работы: горнолыжный курорт "Солнечная долина", Миасс

Категория: 

Дополнительная информация:

Место работы: горнолыжный курорт "Солнечная долина", Миасс

Категория: 

Дополнительная информация:

(СТАЖЕР ПРОГРАММЫ) 

Место работы: горнолыжная база "Увал", Пермский край

Категория: 

Дополнительная информация:

Место работы: "Спин Спорт", Тольятти

Категория: «B»

Дополнительная информация: инструктор ФГССР,
президент федерации горнолыжного спорта и сноуборда г. Тольятти

Место работы: отделение реабилитации РДКБ, Москва

Категория: «B»

Дополнительная информация: