
РАС возникает у малышей в возрасте до 3 лет и наблюдается на протяжении всей жизни, хотя со временем симптомы могут улучшаться. У одних детей симптомы аутизма проявляются в течение первых 12 месяцев, у других РАС не дает о себе знать до 24 месяцев. Есть и такие дети с расстройствами аутистического спектра, которые нормально развиваются примерно до 18-24 месяцев, после чего начинают задерживаться в развитии, а иногда и вовсе теряют приобретенные ранее навыки.
Когда дети с расстройствами аутистического спектра становятся подростками, они могут испытывать трудности в развитии и поддержании дружеских отношений, в общении со сверстниками и взрослыми, а также в понимании того, какого поведения от них ждут в школе или на работе. Молодым людям, страдающим этим расстройством, присущи такие состояния, как тревога, депрессия или синдром дефицита внимания/гиперактивности.
Аутичные дети и вехи развития
Веха развития - это признак типичного развития ребенка. В период от рождения до совершеннолетия дети проходят десятки этапов развития. К ранним вехам относятся социальные улыбки, переворачивание и сидение. Более поздние этапы связаны с приобретением языка, социальных, физических и эмоциональных навыков, а также интеллектуальных способностей.
Дети с аутизмом, как правило, не достигают всех этапов своего развития в нужное время. Очень часто они сталкиваются с такими проблемами:
- многие аутичные дети достигают ранних этапов развития вовремя или рано, но затем теряют приобретенные ранее навыки;
- часто дети с таким диагнозом достигают новых этапов развития гораздо позже своих здоровых сверстников или не достигают их вовсе;
- даже если дети с аутизмом приобретают важные навыки, они не могут использовать их в полной мере в реальных ситуациях;
- у многих детей-аутистов имеются так называемые "осколочные" навыки, которые могут быть чрезвычайно развиты, но при этом абсолютно не нужны в повседневной жизни;
- аутичные дети, особенно девочки, иногда способны скрыть или преодолеть некоторые задержки в развитии.
Поскольку абсолютных истин так мало, неудивительно, что и родителям, и практикующим врачам бывает трудно распознать аутизм, особенно у очень маленьких или высокофункциональных детей. Однако есть несколько признаков развития, четко сигнализирующих о том, что ребенок страдает аутизмом.
Основные вехи развития
Этапы развития аутизма подразделяются на группы:
- движение/физическое;
- когнитивное;
- язык/коммуникация;
- социальное/эмоциональное.
Все они перечисляют конкретные уровни достижений для каждого возраста, начиная с 1 месяца и до подросткового периода. И хотя авторы некоторых научных исследований утверждают, что дети могут не достичь какого-либо определенного рубежа в точно указанном возрасте, они все же советуют родителям контролировать, как близко к уровню нормы развития находится их ребенок.
У большинства маленьких пациентов аутизм диагностируется в относительно раннем возрасте - часто к 3 годам. Вот упрощенный список основных этапов развития для 3-летних детей, составленный Центром по контролю заболеваний.
Социально-эмоциональная веха
- Копирует взрослых и друзей.
- Проявляет привязанность к друзьям без подсказки.
- Играет по очереди.
- Проявляет заботу о плачущем друге.
- Различает понятия "мой" и "его" или "ее".
- Проявляет широкий спектр эмоций.
- На протяжении короткого периода времени может обходиться без мамы и папы.
- Может расстраиваться при значительных изменениях в распорядке дня.
- Самостоятельно одевается и раздевается.
Язык/Коммуникация
- Выполняет речевые инструкции, состоящие из 2 или 3 шагов.
- Может назвать большинство знакомых вещей.
- Понимает такие слова, как "в", "на" и "под".
- Называет свое имя, возраст и пол.
- Называет имя друга.
- Говорит слова "я", "мне", "мы", "ты" и некоторые множественные числа (машины, собаки, кошки).
- Большую часть времени говорит достаточно хорошо, чтобы незнакомые люди могли его понять.
- Ведет беседу, используя 2-3 предложения.
Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)
- Знает как функционируют игрушки с кнопками, рычагами и движущимися частями.
- Играет с куклами, животными и людьми.
- Собирает головоломки из 3 или 4 частей.
- Понимает, что означает "два".
- Может по примеру нарисовать круг карандашом или мелком.
- Переворачивает страницы книги по очереди.
- Строит башни из более чем 6 блоков.
- Завинчивает и отвинчивает крышки банок или поворачивает дверные ручки.
Движение/физическое развитие
- Хорошо поднимается без посторонней помощи.
- Легко бегает.
- Крутит педали трехколесного велосипеда.
- Ходит вверх и вниз по лестнице, ставя одну ногу на каждую ступеньку.
Когда пропуск этапов развития может свидетельствовать об аутизме
Существует множество причин, по которым дети пропускают этапы развития. В большинстве случаев нет особых поводов для беспокойства. Объяснением этому могут послужить ряд причин:
- дети отличаются друг от друга, поэтому им присущи разные темпы развития;
- дети, родившиеся преждевременно, могут отставать в развитии, но вскоре они наверстывают упущенное;
- мальчики часто развиваются медленнее, чем девочки, но почти всегда наверстывают упущенное;
- многие дети настолько сосредоточены на определенных этапах, что могут пропустить другие. Например, очень физически развитый ребенок может достичь передовых физических вех, а затем отстать по социальным вехам;
- медицинские проблемы в очень раннем возрасте могут замедлить развитие, но большинство детей способны догнать своих ровесников;
- некоторые поддающиеся коррекции проблемы, например, проблемы со слухом, могут замедлить раннее развитие, но они практически не влияют на долгосрочное развитие.
Когда родителям следует беспокоиться об аутизме
Короткий список симптомов, которые должны насторожить родителей и докторов:
- ребенок не может работать с простыми игрушками (прищепками, простыми головоломками, вращением ручек);
- малыш не говорит предложениями;
- кроха не понимает простых инструкций;
- не играет в притворство и не играет в игры;
- не хочет играть с другими детьми или с игрушками;
- ребенок не устанавливает зрительный контакт;
- теряет навыки, которыми когда-то владел.
Важно понимать, что эти проблемы не всегда могут быть признаками аутизма. Проявление данного заболевания наиболее вероятно у тех детей, у которых наблюдается более одной из этих проблем или другие трудности в социальной/эмоциональной и коммуникативной сферах.